Michael John Basman - Colin Crouch [A00]

Edinburgh 1981


1. g4 Басмана, наряду с Гробом и Бладгудом можно назвать одним из отцов-основателей современной теории Дебюта Гроба 1... d5 2. h3 Интересно отметить отличие в трактовке дебюта между Басманом и Гробом. Гроб никогда в подобной позиции не играл h3, а стремился немедленно начать борьбу за преобладание на большой диагон ли не обращая внимание на пешку (2.Сg2), однако Басман рассматривает пешку g4 как важный элемент борьбы за преобладание в центре, поэтому стремится сохранить ее 2... e5 3. Bg2 c6 4. d4 e4 5. c4 Ne7 стои пешка на g3 черные наверняка бы сыграли Kf6 6. Nc3 f5 7. Qb3 поэтапно усиливая давление на пункт d4 7... dxc4 Свершилось! 8. Qc2 !! вот здесь проявляется концепция Фланговых начал, используемая Басманом и принесшая ему столько побед. Вместо взятия на с4 он предпочитает усилить давление на центральные поля. Все развитые фигуры белых нацелены на вражеский центр, одну из ключевых ролей играет фланговая пешка g. 8... Qxd4 9. Be3 Выигрывая важный темп 9... Qe5 10. O-O-O Белые завершили развитие 10... Nd5 11. Bd4 Qf4+ 12. e3 Qg5 13. f4 Qe7 Позиция черных в центре трещит по швам! 14. gxf5 Bxf5 15. Bxe4 последний оплот черных в центре пал, но они еще надеятся устоять при помощи тактики... 15... Nb4 16. Bxc6+ ! не останавливаясь перед жертвой качества 16... N8xc6 17. Qxf5 Nd3+ черным ничего не остается как только принять "данайский дар" 18. Kb1 Nf2 19. Nf3 Nxh1 20. Rxh1 Nxd4 21. exd4 в этом месте черные могли со спокойной совестью сдаться. Еще последовало... 21... Kd8 22. Ng5 Qf6 23. Qd5+ Kc8 24. Nf7 Rg8 25. Ne4 Qb6 26. Ne5 Rh8 27. Rc1 Ba3 28. Rxc4+ Kb8 29. Nd7# 1-0









 


Michael John Basman - Harold James Plaskett [A00]

Eastbourne ch-GB (09) 1991


1. h3 Дебют Клеменца, получивший свое название в честь сильного эстонского мастера и "по совместительству" журналиста Германа Клеменца (1846-1908гг.), применившего данное начало на турнире в Петербурге 1873 г. Отличный способ начать против гроссмейстера Пласкетта! 1... e5 2. c4 Басман не спешит делать свой страндартный ход "g4", желая выяснить намерения притивника 2... f5 Может быть черные хотели воспрепятствовать ходу g4? 3. g4 Немедленно начиная атаку центральных пешек 3... d6 4. Nc3 g6 Белые готовы пожертвовать пешку, но черные предпочитают сохранить центр 5. Bg2 Bg7 6. d3 Nf6 7. gxf5 Белые получили открытую линию на королевском фланге 7... gxf5 8. Nf3 Nc6 9. Bg5 Ne7 10. Rg1 h6 11. Bd2 O-O Для творчества Басмана и для многих фланговых начал в целом характерно отсутсвие стремления к скорейшей рокировке. Объясняется это тем, что линии в подобных дебютах вскрываются вначале на фланге, король же в центре под прикрытием нетронутой пешечной цепи чувствует себя вполне безопасно. Часто в своих партиях, сыгранных дебютом Гроба Басман дожидался момента, когда рокирует противник и лишь после этого рокировал сам, но в противоположную сторону 12. Qc2 Be6 13. Bh1 f4 14. d4 Важный момент. Последним ходом черные лишили свою пешечныю цепь гибкости, поэтому Басман немедленно начинает атаку в центре 14... Bf5 15. Qb3 Ng6 На 15...е5 последует 16.Kh4 и центр черных не устоит 16. dxe5 dxe5 17. O-O-O Стандартно. Черные не получили преимущества в центре, а вот у белых есть осязаемое преимущество в виде открытой линии g, что обещает атаку на королевском фланге 17... Qe7 18. e4 fxe3 19. Bxe3 c6 20. c5+ с темпом создавая мощный опорный пункт для белых фигур на d6 20... Kh7 21. Rd6 Rad8 22. Rgd1 Nh5 23. Nd2 Nhf4 24. Nde4 Bxh3 25. Qa4 Bg4 26. Rg1 h5 27. Qxa7 Bh6 28. Rxd8 Rxd8 29. Kb1 Nh4 30. Qa4 Nf3 31. Bxf3 Bxf3 32. Qc2 Теперь значение открытой линии g, и необеспеченное положение черного короля ощущается как никогда 32... Kh8 33. Nd6 Qh7 34. Nce4 h4 35. Nf6 ! Черные сдались. Еще могло последовать 35...Фхс2+ 36.Крхс2 Лf8 (36...Cd5 37.Kxd5 и 38.Kf7+) 37.Kf7 Лxf7+ 38.Лg8# 1-0









 


Christopher Morrison - Michael John Basman [B00]

Manchester 1981


1. e4 g5 Защита Борга 2. d4 h6 3. Bd3 Bg7 4. Ne2 c5 Черные начинаю стандартную игру по большой диагонали 5. c3 Nc6 !? или 5...cd 6.cd Kc6, последним ходом черные жертвую пешку 6. dxc5 b6 Вот в чем заключалась идея черных. Ходом b6 они не только ликвидирую одну из центральных белых пешек, но также с темпом выводят Ферзя на поле b6, где он будет оказывать даление на пункт b2 и готовят место для слона B7 7. cxb6 Qxb6 8. O-O Nf6 9. Nd2 Ne5 10. Nc4 Nxc4 11. Bxc4 Bb7 12. Ng3 e6 13. Bd3 g4 белыя пешка f должна быть разменена на пешку g, а пешка f на белую пешку е, таким образом белый центр будет ликвидирован 14. Be3 Qc7 конечно же брать на b2 нельзя из-за Лb1 15. f3 h5 тучи на королевском фланге начинают сгущаться в то время как черный король находится в полной безопасности в центре 16. fxg4 Nxg4 17. Qf3 O-O-O Линия g вскрыта, белопольный слон и ферзь черных направлены на королевский фланг, к атаке подключается ладья ферзевого фланга 18. Bd4 Be5 19. Bxe5 Nxe5 20. Qe3 Rdg8 21. Ne2 f5 вскрывая большую диагональ и уничтожая остатки белого центра. Сколь часто в партиях Басмана наблюдается эта пародоксальная картина! В начале игры он непртязательно ходит фланговыми пешками в то время как его противники выстраивают мощный центр, А в середине игры выглядит все наоборот: фигуры и пешки Басмана занимают центральные поля, а от центра его противников не оталось и следа 22. Bc2 fxe4 23. Bxe4 d5 24. Bf3 Kb8 25. Nd4 Ng4 26. Bxg4 hxg4 27. g3 защищаясь от Фхh7 27... e5 картинная позиция! 28. Nb5 d4 тактический трюк 29. Nxc7 белые попались, хотя их позиция все равно проиграна 29... dxe3 30. Ne6 Rxh2 ! ключевой ход 31. Kxh2 Rh8+ 32. Kg1 Rh1# 0-1

Game(s) in PGN