Вернуться на главную страницу

Азы Шахмат

Цикл видеоуроков "Стратегия для начинающих"

Уроки предназначены для шахматистов уровня 4-2 разрядов.

Цикл видеоуроков "Азы шахмат"

Уроки предназначены для шахматистов начиная с нуля и до 4 разряда.























Учиться играть в шахматы никогда не поздно - это самая популярная настольная игра в мире! Если вы новичок, то читайте дальше, здесь вы можете научиться основам шахматной игры.

История шахмат

Девняя индийская легенда гласит, что шахматы были дарованы людям богами для того, чтобы они могли через эту игру познавать себя. Согластно преданию шахматная доска представлят собой модель внутреннего мира человка в котором идет борьба между добром и злом, а правила шахматной игры дают людям подсказку, по каким законам эта борьба развивается. Ну а если серьезно, доподлинно о происхождении шахмат изветно мало. Существуют свидетельства о том, что похожие на современные шахматы настольные игры существовали в Индии уже две тысячи лет назад. Правила игры по которым мы играем сейчас впервые были сформулированы и стали популярны в Европе примерно в 15 веке.

Цель шахматной игры

Шахматы представляют собой игру в которой участвуют два оппонента, управляющие фигурами противоположных цветов. Фигуры расставляются на двух крайних рядах доски из 64 черно-белых клеток. У каждого из игроков в распоряжении имеется 16 фигур: 1 король, 1 ферзь, 2 коня, 2 слона, 2 ладьи и по 8 пешек. Цель игры - поставить мат королю противника. Мат достигается в том случае, если король оказывается в позиции, когда он не только находится под угроой взятия (под шахом), но и не имеет возможности как -либо избежать взятия фигурами противника.

В начале игры шахматная доска распологается таким образом, чтобы белое поле находилось в правом нижнем углу для каждого игрока. Фигуры всегда расставляются одинаково. На втором ряду (горизонтали) расставляются пешки. По углам ставятся ладьи, за ними следуют кони, слоны, и наконец король и ферзь, при этом ферзь всегда ставиться на поле своего цвета (если он белый - на белое поле, если черный - на черное).

Игрок белыми всегда ходит первым, поэтому считается, что изначально белые имеют небольшое преимущество. То, кто из игроков будет играть белым цветом определяется жребием. Если парнеры играют несколько партий к ряду, то в дальнейшем они меняются цветами (вторую партию оппонент, игравший белыми будет играть черными, третью снова белыми и т.д.) Ходы игроки делают по очереди.

Как ходят фигуры?

Каждая из 6 типов фигур ходит по-своему. Фигуры не могут ходить через друг друга (только конь перепрыгивает через свои и чужие фигуры) или ходить на поле уже занятое своей же фигурой. Однако они могут пойти на поле занятое фигурой противника, при этом фигура противника снимается с доски и больше не участвует в сражении (считается убитой), а фигура убившая ее становиться на ее место. В целом необходимо стремиться убить как можно больше фигур противника, потеряв при этом как можно меньше собственных.

Король

Король - самая важная фигура, и одновременно самая уязвимая. Король может ходить только на одно (соседнее) поле в любом направлении: вперед, назад, влево, вправо или по диагонали. Король не может пойти на поле, где его может побить фигура противника (под шах). При этом если вашему королю поставили шах, вы обязаны или уйти королем из-под шаха или закрыться от шаха другой фигурой.

Ферзь

Ферзь - самая сильная из всех фигур. Он может ходить в любом направлении (вперед, назад, вправо, влево и по диагоналям) на сколько угодно полей, при условии, что на его пути не стоят свои фигуры или фигуры противника. Однако также как и все остальные фигуры, если ферзь бьет фигуру противника он становится на поле побитой фигуры.

Ладья

Ладья может ходить на столько далеко насколько позволяет шахматная доска при условии, что на ее пути не стоят другие фигуры. Однако ходит она только вверх, вниз, налево и направо. Ладья считается второй по силе фигурой после ферзя.

Слон

Слон, также как и ладья может ходить настолько далеко насколько позволяет шахматная доска при условии, что на его пути не стоят другие фигуры. Однако ходит только по диагоналям того цвета на котором он стоял вначале игры. Белопольный и чернопольный слоны дополняют друг друга и вместе работают эффективнее, так как прикрывают слабости друг друга.

Конь

Конь отличается от других фигур - он ходит на три поля в одном направлении и еще на одно под углом в 90 градусов, другими словами в форме буквы Г. Кроме того, он может перепрыгивать через свои фигуры и фигуры противника.

Пешка

Пешки необычны тем, что ходят одним способом, а бьют по другому: ходят они только вперед, а бьют по диагонали на соседнюю клетку перед ними. Назад они не ходят и не бьют. Пешки всгда ходят только на одно поле вперед, но первый ход может быть сделан на два или на одно поле, по выбору играющего. Если перед пешкой стоит другая фигура то она лишается возможности двигаться.

Преврашение пешки

У пешек есть еще одно особое свойство. По достижению пешкой противоположного края доски она, по желанию игрока превращается в любую шахматную фигуру, кроме корля.Обычно игроки выбирают ферзя.

Взятие на проходе

Еще одно правило, связанное с пешками называется "взятие на проходе": Если пешка совершает свой первый ход на два поля вперед и при этом пересекает поле, став на которое она могла бы быть взята пешкой противника, то противник следующим ходом имеет право взять (убить) эту пешку своей пешкой, при этом поставив свою пешку на пересекаемое поле. Если противник не берет пешку следующим ходом, то он теряет право взятия на проходе.

Рокировка

Существует также еще один особый ход именуемый рокирока. Этот ход позволяет совершить движение королем и ладьей одновременно и обычно совершеается для того, чтобы спрятать своего короля в надежное укрытие и одновременно с этим вывести ладью из угла в центр. Существует два вида рокировки: длинная и короткая. При короткой рокировке король перемещается на второе поле от края доски (или другими словами на вертикаль "G"), а ладья ставиться рядом с королем (на вертикаль "f"), при длинной король ставиться на поле на две клеточки отстоящее от края доски (вертикаль "c"), а ладья рядом с ним на вертикаль "d".

однако, для совершения рокировки необходимо соблюдение следующих условий:
1)Король не должен далать ходов до рокировки (походив королем вы лишаетесь права рокировки).
2)Ладья с которой вы хотите рокировать также не должна совершать ходов.
3)Между королем и ладьей не должно быть фигур.
4)Король не должен находиться под шахом и при совершении рокировки не должен пересекать поля находящиеся под уаром фигур противника.

Шах и мат

Как уже упоминалось выше, цель игры заключеатся в том, чтобы поставить мат королю противниа. Мат достигается в том случае если король противника находится под шахом и шаха не возможно избежать следующим ходом. Существует три способа уйти от шаха: 1) Пойти королем на небитое поле, 2) блокировать шах другой своей фигурой (однако шах со стороны коня противника не может быть блокирован) или 3) побить шахующую фигуру протиника. Если король заматован, то игра объявляеся оконченой.

Ничья

Шахматная партия не всегда окончивается победой одной из сторон. Иногда партия оканчивается вничью:

1) При достижении позиции "Пат". Данная позиция достигается если при наступлении своей очереди хода игрок не может пойти королем так, чтобы не попасть под шах и одновременно у него нет возможности пойти другой фигурой (все побиты или заблокированы). Вместе с тем его король не находится под шахом в данный момент.

2) Ничья возникает по взимному согласию игроков.

3) Ни одна из сторон не может поставить мат другой стороне.

4) Ничья возикает, если одна и та же позиция повторяется на доске трижды (при этом не обязательно три раза подряд).

5) Пятьдесят ходов подряд ни одна из сторон не двигала пешками и не побила ни одной фигуры противника.

Некоторые турнирные правила

В большинстве турниров соблюдаются ряд определенных правил, которые одако не обязательно соблюдать при игре дома или по интернету.

Взялся-ходи

Если игрок касается одной из своих фигур он обязан походить именно этой фигурой, при условии, что ход возможен. Если игрок касается фигуры противника, он обязан побить эту фигуру. Если игрок хочет поправить фигуру, он должен предварительно вслух заявить о своем намерении сказав "поправляю".

Часы

На большинстве турниров используются специальные шахматные часы для того, чтобы контролировать время, потраченное каждым из игроков на партию. Каждый из оппонентов получает равное количество времени на всю партию. Игроки сами определяют как расходовать это время. Как только игрок делает ход, он нажимает на кнопку шахматных часов, тем самым останавливая свое время и запуская время оппонента. Если время у игрока заканчивается и оппонент указывает на это, то игрок чье время закончилось считается проигравшим (исключением являются случаи, когда у оппонента не достаточно фигур для того, чтобы поставить мат, в этом случает объявляется ничья).

Базовая стратегия

Есть 4 простых правила, которым должен следовать любой шахматист.

Правило №1: Защищай своего короля.

Не откладывай рокировку. Рокируй как можно раньше. В углу доски обычно король чувствует себя безопаснее. Помни, не важно насколько близко ты приблизился к мату короля противника, если твой король уже заматован!

Правило№2: Не раздавай фигуры.

Бережно обращайся со своими фигурами. Каждая фигура ценна! Невозможно выиграть партию без фигур, так как ты не сможешь поставить мат. Вот примерная таблица демострирующая относительную ценность фигур:

Пешка - 1 очко
Конь - 3 очка
Слон - 3 очка
Ладья - 5 очков
Ферзь - 9 очков
Король - ценность неограничена
В ходе игры ты поймешь, что ценность фигур может изменяться в зависимости от их положения и ситуации на доске, однако в целом эта таблица помогает ориентироваться в позиции.

Правило№3: Контролируй центр.

Стремись контролировать центр доски фигурами и пешками. Сторона контролирующая центр доски имеет больше пространства для переброски своих фигур на различные участки доски и может совершать перегруппировку быстрее.

Правило№4: Используй все свои фигуры.

Старайся играть всеми своими фигурами. Чем больше фигур будет участвовать в атаке, тем больше шансов на победу. Атака двумя фигурами может быть легко отражена. Старайся равивать свои фигуры на наиболее выгодные позиции (обчно это поля близко к центру).

Как научиться играть в шахматы еще лучше!

Простое знание правил и базовой стратегии - это только начало. Шахматы настолько глубоки и разнообразны, что до конца познать их невозможно даже за всю жизнь! Но чтобы развиваться и усиливать свою игру необходимо делать три вещи:

1)Играть.

Играй в шахматы как можно больше и делай выводы после каждой пратии независимо от того выиграл ты или проиграл.

2)Учиться.

Если ты действительно хочешь усилить свою игру - читай книги и статьи по шахматам, изучай партии матеров.

3)Получать удовольствие.

Не расстраивайся проигрышам, невозможно побеждать всех и всегда. Даже чемпион мира время от времени проигрывает. До тех пор пока ты получаешь удовольствие от игры и учишься на своих ошибках ты будешь становиться все сильнее и сильнее.