Вернуться в архив статей

Архив статей

ГАМБИТ ДЖЕРОМА (Жерома)

Гамбит Джерома (Жерома)

Гамбит Джерома (Jerome gambit) возникает после 1.е4 е5 2.Кf3 Kc6 3.Cc4 Cc5 4.Cxf7+. Белые жертвуют фигуру за одну или две пешки в надежде в дальнейшем использовать необеспеченное положение короля черных. Впервые анализ данного гамбита был опубликован шахматным любителем Алонсо Жеромом (чье имя гамбит носит по сей день) в 1874 г. в одном из американских шахматных изданий. В своем анализе А.Жером предлагал после 4...Крхf7 продолжать 5.Кхе5+ Кхе5 6.Фh5+ (также он анализировал продолжение 6.d4) и приходил к выводу, что несмотря на лучшие шансы черных, белые, тем не менее, располагают интересными возможностями атаки. Ныне гамбит известен прежде всего благодаря усилиям американского любителя Р.Кеннеди, который ведет блог посвященный данному гамбиту: http://jeromegambit.blogspot.ru/

После 4.Схf7 игра может продолжаться:

4...Крf8 - отказанный гамбит Жерома, откровенно слабое продолжение после которого черные прото остаются без пешки.
4...Крxf7 - на этом белые могут остановиться, сыграв 5.c3, 5.0-0, 5.Фе2 и т.д., переходя тем самым на рельсы Современного Гамбита Жерома, или пожертвовать вторую фигуру 5.Кхе5 Кхе5 что ведет к двойному гамбиту Жерома.
---------- 6.d4 - менее популярно нежели шах ферзем. Игра может продолжаться 6...Фh4! 7.0-0 Кg4 8.h3 Cd6 9.e5 c некоторой компенсацией у белых за пожертвованный материал.
---------- 6.Фh5+ - самое популярное продолжение.
--------------- 6...g6 - Защита Блэкберна получившее свое название после яркой партии NN-Дж.Блэберн 1880г., которая продолжалась 7. Фxe5 d6?! (После 7...Фe7! белые не могут безнаказанно взять ладью, зато после 8.Фхе7+ у них две центральные пешки за фигуру и борьба далека от завершения) 8.Фxh8 Фh4 9.0-0 Кf6 10.c3? (Здесь путем 10.Фd8! белые могли поставить под сомнение весь замысел черных) 10...Кg4 11.h3 Сxf2+ 12.Kрh1 Сf5! 13.Фxa8 Фxh3+! 14.gh Сxe4#
--------------- 6...Kg6 - Наиболее часто встречающееся возражение несмотря на то, что после 7.Фd5+ (выгоняя короля на 8 гоизонталь, где он будет препятствовать развитию собственной ладьи) 7...Крf8 8.Фхс5 d6 9.Фе3 белые получают компенсацию за пожертвованную фигуру в виде двух центральных пешек и необеспеченного черного короля.
--------------- 6...Kpf8 - Исходя из общих соображений (слон в этой позиции пожалуй более ценен чем конь) более удачный ход нежели рассмотренный выше ход конем. После 7.Фхе5 d6 8.Фg3 белые вновь получают стандартную для гамбита Жерома компенсацию, но в менее удачной редакции.
--------------- 6...Kpe6 - Самое принципиальное продолжение. Черные смело идут королем в центр, стремясь удержать фигуру. У белых несколько опасных способов продолжения атаки. Тем не менее ни один из них, при правильной игре со стороны черных, не дает им равенства.
----------------------- 7.Фf5+ Крd6 8.f4 (8.d4?!) c активной фигурной игрой и лучшими шансами у черных.
----------------------- 7.f4 - ход рекомендуемый шахматными программами. В дальнейшем игра может продолжаться 7...d6 (возвращая фигуру, но стабилизируя положение в центре. Несколько хуже 7...Фf6 8.Лf1 и т.д.) 8.fe de 9.Фh3+ Kpf7 10.Фh5+ g6 11.Фхе5 Cd4 c преимуществом черных.


ГАМБИТ ЖЕРОМА НА ПРАКТИКЕ

Ниже приведены ряд партий, дающих общее представление о ключевых дебютных идеях Габмита Жерома.