Вернуться в архив статей

Архив статей

БУДАПЕШТСКИЙ ГАМБИТ

Будапешский гамбит




Будапештский гамбит - закрытое начало, характеризующееся ходами 1.d4 Кf6 2.c4 е5. Черные решают без предварительной подготовки нанести удар по центру белых. Они намерены в течении ближайших ходов отыграть пожертвованный материал или спровоцировать белых на серьезное ослабление их позиции. Черные обычно получают активную фигурную игру достаточную для полного уравнивания. Пик популярности дебюта приходится на 20-е годы 20 века, когда многие игроки во избежание Будапештского гамбита стали использовать порядок ходов 1.d4 Kf6 2.Kf3. Однако позднее после ряда серьезных поражений гамбит вышел из моды. В последние годы Будапешский гамбит обогатился новыми идеями и вновь стал использоваться рядом игроков мирового класса. Назван дебют в честь столицы Венгрии, где был впервые применен в турнирной партии в конце 19 века (Адлер-Мароци, Будапешт, 1896)



Основные продолжения

Обычно игра продолжается: 3.de Kg4 атакуя пешку. Здесь белые могут выбрать из нескольких ртносительно равноценных продолжений:

4.Кf3 - Вариант Адлера. Белые добровольно возвращают пешку и концентрируются на развитии своих фигур на оптимальные поля: конь b1 стремится через с3 попасть на d5, а слон с1 на b2. В дальнейшем белые часто проводят тематический удар с4-с5 вскрывая линии и нарушая координацию черных фигур. Черные стремятся противодействовать этим планам расставляя свои фигуры по схеме Сс5, Кс6, 0-0, Фе7, а5 - отыгрывают пешку е, разменивают одного из коней на f3, что создает, предпосылки для атаки королевского фланга путем Фh4 и Ла8-а6-h3 (после ухода белого слона с1 на поле b2)

4.Сf4 - Вариант Рубинштейна. Белые намерены удержать гамбитную пешку.
---- 4...Kc6 - наиболее распространенный и гибкий ответ, позволяющий черным после 5.Кf3 как пойти на основную линию 5...Сb4+, так и воспользоваться гамбитными продолжениями 5...f6 или 5...d6.
---- 4...Cb4+ - С идеей на 5.Кс3 ответить 5...Схс3+ и разрушить пешечную структуру, а на 5.Кbd2 Фе7 6.а3 Кge4 отыграть пешку, так как нельзя 7.ab из-за 7...Kd3#
---- 4...g5 - Относительно новая идея, используемая среди гроссмейстеров. Черные намерены подключить к атаке пешки слона g7 и стеснить их на королевском фланге
---- 4...Cc5 - Нападая на f2. Обычно в дальнейшем в этом варианте черные жертвуют пешку путем d6 или f6
---- 4...f6 - За пешку черные получают некоторую компенсацию в виде активной фигурной игры
---- 4...d6

4.е4 - вариант Алехина
---- 4...Kxe5 5.f4 Белые выстраивают мощный пешечный центр
---- 4...h5 - Не желая идти на поводу у белых черные таким способом провоцируют дальнейшее ослабление королевского фланга белых
---- 4...d6

Менее популярны

4.е3 - Нападая на коня ферзем и вынуждая коня побить на е5. Таким способом белые могут избежать ряда наиболее острых гамбитных вариантов. Обычно эта позиция с перестановкой ходов ведет к Варианту Адлера. Исключение составляют оригинальные варианты с Кh3, в котором белые стремятся попасть конем на d5 путем Кh3-f4-d5
4.Фd4 - Нападая на коня с тем, чтобы после 4...d6 выиграть пешку. Помимо 4...d6 черные также могут пойти 4...h5 с угрозой 5...Кс6 и 6...Кgxe5
4.f4 - Надежно защищая пешку е5. Однако данное продолжение после 4...Сс5 ведет к небольшому преимуществу черных
4.е6 - Отказываясь вступать в теоретическую дуэль, белые предпочитают просто вернуь пешку
4.Фd5

3...Ке4 - Вариант Фаяровича. Альтернатива 3...Кg4. Расположив коня на сильную центральную позицию черные в дальнейшем намерены сыгарть Сb4+, Kc6, Фе7 стремясь вернуть пожертвованную пешку

3.d5 - Отказанный Будапештский гамбит
3.e3
3.Kf3

БУДАПЕШТСКИЙ ГАМБИТ НА ПРАКТИКЕ