Вернуться в архив статей

Архив статей

ДЕБЮТ АМАРА

Дебют Амара

Дебют Амара - начало характеризующееся ходом 1.Kh3?! Также иногда именуемое Аммиачный дебют (the Ammonia Opening), поскольку написание химической формулы Аммиака идентично английской нотации этого хода: NH3. Свое основное название дебют получил в честь парижского шахматного любителя Чарльза Амара, применявшего его в 30-годы прошлого века. Будучи с визитом в парижском шахматном клубе и наблюдая за его игрой знаменитый гроссмейстер Савелий Тартаковер (он то и предложил название дебюта) был настолько вдохновлен идеей Кh3, что решил сам взять на вооружению эту дебютную новинку и в тот же день с успехом применил ход в одной из легких партий против венгерского гроссмейстера Андре Лилиенталя.

Так же как в Дебюте Дуркина 1.Kа3. , белые, без особых на то оснований, развивают коня на край доски, что в дальнейшем может привести к затруднениям. Вместе с тем, развитие королевского коня готовит короткую рокировку, и возможно именно поэтому ход 1.Кh3 - более популярен чем 1.Кa3.

Черные обычно отвечают - 1...d5, угрожая испортить пешечную структуру белых путем 2...Сxh3. Поэтому белые чаще всего играют 2.g3, предотвращая эту угрозу, после чего черные получают возможность захватить центр путем 2...e5. Однако этот путь развития событий далеко не единственный.

Избегая 2...Сxh3 белые могут пойти на вариант 3.Кf4 (не совсем удачна идея 3.Кg5, так как после 3...h6 белым придется отступить обратно или пожертвовать коня 4.Кхf7 за пешку и попытаться использовать несколько открытое положение черного короля) e5 4.Kd3 (или даже 4.Кh5).
Также белые могут проигнорировать угрозу взятия, рассчитывая за испорченные пешки получить компенсацию в виде двух слонов, и сыграть 2.d4 или 2.с4, чтобы после 2...Сxh3 продолжать 3.gh и Сg2 - стремясь воспользоваться преобладанием на большой диагонали.
Интересна идея, примененная Тартаковером в упомянутой партии против Лилиенталя, игранной в 1933 г. в Париже. Игра развивалась следующим образом: 1.Кh3 d5 2.g3 e5 3.f4?! (Парижский гамбит) Сxh3 4.Сxh3 ef 5.0-0 fg 6.hg (Вариант Парижского Гамбита с короткой рокировкой получил название Гамбит Гента (Gent Gambit). Несмотря на недостачу материала и cкомпрометированное положение короля белым удалось одержать победу. Позднее Паржский гамбит (или гамбит Амара) был улучшен, в частности на 5 ходу сильнее 5.d4 c идеей подготовить рокировку в длинную сторону (5. d4 fg 6. hg Сd6 7.Фd3 Кf6 8.Сg5 h6 9.Сxf6 Фxf6 10.Кc3 c6 11.e4 Фg6 12.O-O-O с хорошей позицией), однако в серьезных соревнованиях он так и не всречался и продолжает считатся сомнительным.

При игре в блиц он-лайн популярен подвариант дебюта Амара с ходом 2.f3, с идеей перебросить коня на f2: 1.Nh3 e5 2.f3 d5 3.Nf2 известный как "Вариант безумной кошки" (Сrazy Kat variation). Игра может продолжаться 1.Кh3 e5 2.f3 d5 3.Кf2 Кf6 4.e3 Сd6 5.g3 O-O 6.Сg2 c5 7.O-O Сe6 8.d3 Кc6 9.e4 h6 10.Кc3 d4 11.Кe2 с символическим преимуществом у черных и ясным планом атаки на королевском фланге у белых. Пожалуй единственной возможностью для черных доказать порочность этого дебютного варианта является решительный план игры связанный с скорейшим движением пешки h и вскрытием вертикали для ладьи: 1.Кh3 d5 2.g3 e5 3.Cg2 h5! после чего белым следует действовать решительно 4.d4! стремясь вынудить движение пешки е и тем самым получить поле f4 для коня, в противном случае они могут попасть в очень тяжелое положение. Именно поэтому любители Дебюта Амара зачастую идут на различные ухищрения стремясь избежать опасного варианта, в частности оттягивают ход g3, играя вместо этого 2.е3 или 2 d3 или как упоминалось выше 2.f3 (в случае если черные сыграли 1.е5).

В ответ на 1...е5 не лишено смысла и 2.е4 (или иной порядок ходов 1.е4 е5 2.Кh3??!) c идеей на 2...d5 ответить 3.Фh5 Kc6 4.de Фхd5 5.Kc3 c интересной позицией и атакующими возможностями у белых.
И наконец, в ответ на 1...е5 необходимо упомянуть идею 2.е3 с намерением играть расстановку Французской защиты с переменой цвета, держа в голове при этом в качестве ориентира позицию одного из разветвлений закрытого варианта Французской защиты возникающего после 1.е4 е6 2.d4 d5 3.e5 c5 4.c3 Kc6 5.Kf3 Фb6 6.Ce2 Kh6 (вот он, этот ход), не опсаясь 7.Схh6 gh c примерным равенством на доске.

И наконец о еще одном дополнительном достоинстве хода 1.Kh3. Зачастую психологический эффект от его применения оказывается столь ошеломляющ, что противник тут же сдает партию, не сделав ни единого хода. Немедленной победой оканчивается примерно 5% всех партий игранных этим началом. Кроме того, даже если противник продолжает игру, стремление во что бы то ни стало наказать "наглеца" и разгромить его частенько играет с черными злую шутку, ведь в действительности ход 1.Кh3 не так уж и плох...



ДЕБЮТ АМАРА НА ПРАКТИКЕ

Ниже приведены несколько партий игранных данным началом. Старейшая из зафиксированных партий начинавшаяся Дебютом Амара была сыграна между сильным американским мастером конца 19 века, Юджином Дельмаром (Eugene Delmar) (белые) и американским любителем Э.Шарпом в 1908 г. и окончилась вничью. Сегодня дебют изредка появляется в практике мастеров и гроссмейстеров, однако не такой уж редкий гость при игре в блиц он-лайн. Болшим поклонником этого дебюта является американский гроссмейстер Эндрю Танг (penguingim1) регулярно применяющий этот дебют в своей он-лайн игре. Встерчался этот дебют и в практике чемпиона мира М.Карлсена, сыгравшего так против гроссмейстера А.Дреева в одном из их блиц сражений на chess.com